
Аверс: Орёл, сидящий на арматуре, держит в клюве вензель Императрицы Екатерины II, увенчанный короной и перевитый лавровыми ветвями. В арматуре, на овальных щитах изображены гербы княжеств Молдавии и Валахии. Легенда на латинском: «ALTO VULTU PROFLIGAVIT TURCAS» (С высоко поднятой головой разгромил турок).
Реверс: Окружённая лавровым венком, надпись на латинском в шесть строк: «FACTA RUSSIAE / TESTE DANUBIO / D. XX ET XXIV OCT / Aº MDCCLXXI. / SAECULA NARRA / BUNT» (Дела России / Свидетельствует Дунай / Дни 20 и 24 октября / Года 1771. / Века расскажут / И будут рассказывать).
Одним из важнейших событий эпохи правления Императрицы Екатерины Великой явилась Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Значение Кючук-Кайнарджийского мирного договора, которым она завершилась, для Империи невозможно переоценить. В частности, России отходили Керчь, Азов, стратегически важная крепость Кинбурн и ещё ряд территорий, а русским кораблям разрешался свободный проход через Босфор и Дарданеллы, а также по реке Дунай. Но, конечно, главное достижение договора – Крымское ханство получало полную независимость «на вечные времена», что стало первым шагом для присоединения Крыма к России в 1783 году.
Эпизод войны, запечатлённый на медали «Победы при Дунае», относится к части кампании 1771 года: военные действия в княжестве Валахия (территория современной Румынии). Когда 19 октября 1771 года русский отряд в составе 4000 пехотинцев, 1000 кавалерии и 20 пушек под руководством талантливейшего генерала Отто Вейсмана переправился через Дунай. В результате боевых действий были взяты и превращены в руины крепости Тулча, Исакча и Бабадаг. Одновременно с Вейсманом отряд из 1740 солдат и 320 казаков под командованием генерал-майора А.С. Милорадовича (1727-1796) взял Мэчин и Гирсово. Оба отряда захватили 214 пушек, 58 судов, огромное количество боеприпасов и провианта. Также на левый берег Дуная было перевезено 16 тысяч мирных жителей. Русские потери составили всего 27 убитых и 134 раненых, тогда как турецкие – более 1400 человек убитыми и 179 пленными. 27 октября русские отряды переправились обратно.

Отто Иванович Вейсман (1726-1773), одна из самых ярких фигур в русской военной истории XVIII века. «Русский Ахиллес», как его называли, мастер быстрых переходов, внезапных атак и штыкового боя, кавалер ордена Св. Георгия III и II классов. Сам Александр Суворов отзывался о нём, как об одном из величайших генералов «Екатерининского века». Когда через два года генерал-майор Отто фон Вейсман будет убит во время боя, Суворов в личной переписке с горечью отметит: «Вейсмана не стало – я остался один»…
Для обеспечения русской армии во время войны деньгами на занятых территориях (княжества Молдавия и Валахия) был найден оригинальный выход: чеканить монету там же, на месте, из трофейных турецких пушек. Решением этой проблемы занялся выходец из Дании, барон Пётр-Николай Гартенберг-Садогурский. 24 февраля 1771 года он заключил контракт на создание монетного двора и изготовление так называемых «пушечных денег». За право чеканить монету для армии барон уплатил 60 000 рублей. Монетный двор (лучше сказать: ремесленное поселение) барон организовал прямо у себя в поместье Садогура, расположенном в Буковине (область Молдавского княжества). Первые монеты были отчеканены в 1771 году, однако основной тираж начался со следующего, 1772 года. По окончании войны и подписании Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году Садогурский монетный двор прекратил существование. На этом, по сути, частном монетном дворе была отчеканена «по горячим следам» медаль «Победы при Дунае 20 и 24 октября 1771 года». Примечательно, что для её чеканки использовалась не бронза захваченных турецких пушек, а обычная медь. Это сделано для лучшего прочекана рельефного рисунка медали, с множеством мелких деталей, чему более жёсткая и твёрдая бронза сильно бы помешала.
Автором штемпелей является медальер Фредерик Комстадиус. О нём практически ничего неизвестно, кроме того, что годы его работы: 1769-1811. Некоторые из медалей его авторства подписаны: «F: COMSTADIUS F:.» (Fryderyk Comstadius fecit), иногда с обозначением монетного двора: «SADOGURA».

Также сохранился очень любопытный документ – подлинник письма медальера Фёдора Комстаднуса – в которого Фредерик превратился «на русский лад» (даже фамилия исковеркана) – князю Григорию Потёмкину с просьбой определить его медальером на новый монетный двор, организуемый в Таврической области:
«Светлейший князь милостивый государь!
Как уже мне небезызвестно, что по воле Вашей светлости учреждается в Таврической области монетный двор, а практическое мое упражнение Вам, светлейший князь, стало знаемо. В таком случае и чувствуя при том все Ваши ко мне доныне простиравшиеся милости и благоволении, осмеливаюсь всепокорнейшее просить о определении меня ко оному в должность медальера с прибавлением, однако, как Вашей светлости угодно будет, жалованья против медальера монетного Санкт-Петербургского двора, приняв во уважение новость места, а чрез то многих для содержания себя со всею моею фамилиею издержек. Я ж со своей стороны по сведению моему, как и Вашей светлости, небезызвестно, прежде производившегося при хане еще крымском монетного двора в возможном не оставлю по усердию моему дать полезный совет.
Пребыв с истинным высокопочитанием, светлейший князь, милостивый государь, Вашей светлости всеусерднейший слуга
Федор Комстаднус
Санкт-Петербург
4 июня 1784 г.»
Ф. 16. Оп. 1. Д. 962. Ч. 1. Л. 252. Подлинник. Подпись-автограф (текст письма взят с сайта: http://imha.ru/)
Ярослав В. Белоусов
Остались вопросы? Свяжитесь с нами
Проконсультируем по ассортименту, поможем найти нужный товар, развеем сомнения.